Тело и Душа
Беседа доктора М. Лайтмана с журналистом Шароном Атиа
11 августа 2003 года
Беседа доктора М. Лайтмана с журналистом Шароном Атиа
11 августа 2003 года
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Корреспондент: Сегодня мы поговорим о душе и теле. Каким образом физическое тело, которому в каббале не придается значения, способствует достижению духовной цели? Почему без тела невозможно достичь окончательного исправления? Говорят, человек, который умер, не реализовав цели своего существования, уже не сможет сделать этого в потустороннем мире. Ему придется возвращаться в этот мир, чтобы реализовать свою цель, пребывая в физическом теле. Второй вопрос касается входа души в тело и выхода из него. Предначертаны ли эти процессы заранее или они являются результатом нашего свободного выбора?
И последнее: определяет ли наше духовное развитие момент прихода в этот мир и момент, в который мы его покидаем? Скажем, если я в возрасте 14-ти лет достиг окончательного исправления, умру ли я в 14 лет? Буду ли я жить до 120 лет, если еще не достиг окончательного исправления?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо начать с самых основ. Только так мы сможем прояснить все важные аспекты.
Творец желает наполнить нас и хочет, чтобы мы достигли Его уровня. С одной стороны, Творец создал желание получать наслаждение именно для того, чтобы это желание наполнилось удовольствиями и ощутило то, что ощущает Творец. С другой стороны, необходимо, чтобы наслаждение соответствовало уровню Творца, то есть было вечным и совершенным.
Важно, чтобы человек не оказался марионеткой, которая наполняется наслаждениями, совершенно не осознавая, что с ней происходит. Человеку назначено осознанно встать на уровень Творца – во всей его бесконечности и вечности, во всем его совершенстве, с его безмерными наслаждениями, в его безграничном понимании и постижениях, не имеющих предела.
Чтобы привести человека к такому состоянию, должны быть выполнены несколько условий. Прежде всего, нужно дать человеку проделать весь путь самостоятельно: чтобы он сам захотел стать, как Творец, сам увидел, что это – наилучшая из всех существующих возможностей.
Важно, чтобы человек смог достичь такого состояния самостоятельно, чтобы он по этому поводу не испытывал никакого стыда, а его постижение и понимание действительности было той же глубины и широты, что и у Творца. То есть буквально во всем человек должен стать таким же, как и создавший его Творец. Тогда он, действительно, назовется Адамом (Человеком) – от слова «домэ», подобный Творцу. Такова Цель творения и таковы условия ее достижения.
Следовательно, человек должен начать свой путь с точки, полярно противоположной конечному состоянию, вечному и совершенному. Ему необходимо ощутить реальность, обратную конечной цели. Именно так он и начинает.
В нашем мире созданное Творцом желание наслаждаться принимает самую низменную и ничтожную форму, именуемую «человеком в этом мире». Постепенно, на протяжении многих кругооборотов человек растет.
Почему человеку необходимо рождаться и умирать, вновь рождаться и вновь умирать?
Дело в том, что благодаря физической жизни человек постоянно приобретает опыт пережитого в своем состоянии. Когда он умирает, все перенесенное им обращается в новые свойства, с которыми он рождается в следующий раз как со своими естественными качествами.
Продолжая жить, человек вновь накапливает знания этого мира, научные достижения и вместе с тем – страдания. Затем он опять умирает и все, что он впитал в себя, все, что собрал в этом мире: научные знания, всевозможные переживания, воодушевления, восторги – снова превращается из впечатлений, понимания, образования в новые свойства.
Поэтому каждое новое поколение рождается с новыми качествами. Мы видим по нашим детям, что они куда более приспособлены к этому миру, несмотря на то, что недавно родились. Мне 60 лет, и я помню еще мир без компьютеров и с трудом справляюсь с ними. Мой сын, а теперь и внук с легкостью входят в мир компьютеров. Их души получили в предыдущих перевоплощениях такого рода впечатления, и сегодня они для них представляются естественными. Компьютеры для них – мир, без которого невозможно прожить. Вот для чего нужны кругообороты.
По истечении нескольких кругооборотов человек, помимо продвижения в этом мире, начинает желать и духовного продвижения. Он обнаруживает, что обладает желанием, которое не может реализовать в этом мире. Такое желание выталкивает человека из этого мира в некое более высокое измерение. Он начинает искать средства и способы наполнения этого желания.
Человек приходит, скажем, к каббалисту (а возможно, находит какие-то другие методики) и начинает учиться. Он обучается тому, как получать наслаждение в более высоком, чем этот мир, измерении.
Таким образом, поиск, который человек вел в этом мире, продолжается и в духовном мире. Когда человек умирает, все его поиски, все его образование, все его впечатления превращаются из приобретенных свойств в естественные. Человек проделывает еще кругооборот и вновь приходит в этот мир, но уже более подготовленным к духовному возвышению.
Так продолжается от кругооборота к кругообороту (могут произойти несколько перевоплощений), пока человек не достигнет такого состояния, в котором он за один кругооборот от рождения и до смерти удостаивается пройти полное исправление души. После чего необходимость в дальнейших перевоплощениях отпадает.
Полное исправление души предполагает, что в течение жизни человек полностью постигает духовную реальность, постигает Творца, становится равным Ему и удостаивается вечности и совершенства, находясь в физическом теле в этом мире.
Если человек действительно достиг этого до своей смерти, ему нет нужды перевоплощаться снова. Он связывает полярные точки существующей реальности: этот мир и вершину духовного мира – высоту, на которой пребывает Творец. Человек «закорачивает» их на себе, и так обретает уровень Адам (Человек).
Постигая что-то в духовном мире, человек копит в себе ощущение духовного мира, ощущение Творца. Это и называется душой человека. Душа, в сущности, состоит из двух частей: кли (сосуда) или духовного органа чувств, именуемого сосудом души, и ее наполнения – получаемого человеком ощущения Творца.
Цель состоит в том, чтобы человек настолько увеличил свое кли, то есть желание ощутить и познать Творца, что Творец (или, иными словами, свет Бесконечности, Эйн Соф), полностью облачился бы в это кли. Таким образом Творец облачается в человека, и происходит их единение и слияние.
Корреспондент: Вы говорите, что на первых этапах все пережитое превращается в свойства?
Все впечатления, пережитые человеком в этом мире: и страдания, и удовольствия, и познание реальности, превращаются в следующем воплощении в его естественные свойства. Такая же трансформация происходит и с вопросом о смысле жизни: человек начинает спрашивать, откуда он появился. «Прежде я находился в небытии, меня не было, затем я родился, а после смерти снова исчезну. Кто Я, что Я?»
Вскоре станет возможным заменить в теле все органы. Где же тогда «Я» в этом теле? Его нет ни в руках, ни в ногах, ни в голове... Очевидно, «Я» – это нечто вне моего тела, «Я» - это душа. Где же тогда она находится до моего рождения и после моей смерти?
Корреспондент: Есть ли ответ на этот вопрос? Где пребывает душа в период между воплощениями?
Душа между воплощениями – это «Я» человека, оно не исчезает. Смерть затрагивает лишь тело, а «Я» остается за его пределами с ощущением, что оно существует в иной реальности.
Нечто подобное ощущают люди, пережившие клиническую смерть. Придя в себя, они рассказывают, что с ними происходило. Разумеется, «Я» человека не связано с физическим телом. Однако, благодаря ему человек ощущает вдобавок и этот мир.
Если мне захочется посредством физического тела ощутить нечто большее, у меня ничего не получится. Но если я захочу ощутить реальность не посредством тела, а напрямую, душой, то смогу это сделать. И ощущаемое мною таким образом будет называться духовным миром.
Я способен ощутить его уже в этой жизни. Нужно только не концентрироваться лишь на теле, а уделять некоторое внимание и душе. Тогда из нее можно будет ощутить духовное измерение. И я в состоянии это сделать.
Наше строение довольно просто. «Я» – это душа. Она может воспринимать реальность, в которой пребывает, пятью физическими органами чувств. Тогда ощущаемая ею действительность называется «этим миром».
Вместе с тем душа способна воспринимать реальность не через одеяние (т.е. тело), а напрямую. Тогда то, что она ощущает, называется духовным миром. Душа может воспринимать оба этих измерения, разница лишь в том, как она это делает – посредством физического тела или напрямую.
Наука Kаббала обучает человека ощущать не через тело, а настроить себя так, словно ты существуешь вне тела. Для этого не требуется умерщвлять или подавлять плоть. Пусть она существует рядом с тобой, а ты живи в ней в этом мире: со своей семьей, родственниками, в своей стране, в определенном окружении... – как обычно. Но, вместе с тем, ты начнешь ощущать действительность непосредственно из души. И тогда тебе откроется реальность, в которой ты уже существовал до своего рождения в теле и в которой будешь существовать, когда освободишься от него.
Когда ты связан через душу непосредственно с духовным миром, рождение и смерть тела не оказывают на тебя практически никакого влияния. Тело воспринимается как некое второстепенное дополнение. Именно к такому состоянию должен придти человек, ощутив свою причастность к духовному, свою принадлежность к вечности. Облачение в тело – это нечто временное.
Корреспондент: Располагаем ли мы свободой воли в том, что касается рождения в теле и выхода из него?
Нет, мы не властны над тем, когда жить, а когда умирать.
Корреспондент: Но мы согласны с этим процессом, или он является вынужденным?
По мере своего развития человек начинает осознавать духовные процессы и понимать, почему именно на определенном этапе ему необходимо облачаться в тело.
Ведь это, в действительности, – духовный процесс. На протяжении жизни в нашем мире ощущения, жизнеспособность и существование души в духовном мире постоянно совершенствуются. На каком-то этапе этого процесса она должна облачаться в тело и избавляться от него, вновь облачаться в тело и вновь избавляться от него... Это подобно поезду, из которого иногда, на той или иной остановке, выходишь (чтобы прожить 70 лет в этом мире), и заходишь обратно.
Получается, что человек, ощущающий духовный мир и живущий в нем, воспринимает свою жизнь в теле как некое появившееся у него дополнение.
Последний раз редактировалось: Sapienti Sat (Сб 22 Май 2010 - 23:20), всего редактировалось 1 раз(а)