В данной теме мне хотелось бы поделиться информацией из истории. С одной стороны, это история зарождения и становления каббалы, с другой - наша история, которая лично для меня очень интересна, и считаю, каждый должен её знать.
Авраам родился в Месопотамии (долина между Евфратом и Тигром), в области, называвшейся Шумером, около четырех тысяч лет назад (XVIII в. до н.э.). Библия говорит о «земле Сеннаарской» как о месте, где сложилась первая цивилизация, значение которой для последующих поколений трудно переоценить. Современное деление года на месяцы и недели, деление круга на градусы, индоевропейские языки и корни всех известных религий восходят к древнему Сеннаару. Здесь был построен город Вавилон.
Желание наслаждений тем временем растет – как в народах мира, так и в сыновьях Израиля. Последние начинают опускаться с уровня Первого Храма, и в 928 г. до н.э. происходит раскол Объединенного царства на Иудейское и Израильское. В 722 г. до н.э. наступает конец Израильского царства; десять колен изгоняются из земли Израиля и исчезают.
Затем происходит скачкообразный рост желания получать, эгоизм совершает рывок с одной ступени на другую, и часть народа, приобретшая большую добавку эгоизма и, как более эгоистичные, эти люди захватывают власть в стране и объединяются вокруг царя. Происходит разрушение Первого Храма сначала в духовном, а затем и в нашем мире.
Девятого Ава 586 г. до н.э., после тяжелейшей двухлетней осады войска Навуходоносора разрушили и сожгли Храм. По всей вероятности, в огне погибла и древняя святыня Израиля – ковчег. Жители Иудеи были угнаны в вавилонский плен.
Эта эпоха знаменует собой следующий (после времен Адама) всплеск эгоизма в человеке. Новая ступень эгоистического роста вызвала в человеке желание не изменять себя в уподоблении природе, а изменять природу в соответствии с собственными целями.
Аллегорически это выражается в Ветхом Завете [i] так: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе ИМЯ, прежде чем рассеемся по земле. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык. Вот что они начали делать - и не отстанут от задуманного. Смешаем язык их, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле – так они перестали строить город и башню».
В начале XX века немецкий археолог Р. Кольдевей (Robert Koldewey) обнаружил в Вавилоне руины башни размером 90 х 90 х90 метров. Древнегреческий историк Геродот, живший в 5 в. до н.э., описал башню как семиярусную пирамиду таких же размеров. Исторические источники сообщают, что в центре Вавилона был расположен храмовый город Эсагила, а в его центре - Вавилонская башня, храм верховного божества Мардука. Называлась она Этеменанки, что означает краеугольный камень Небес и Земли.
Авраам до 37 лет был идолопоклонником (язычником). На определенном этапе Авраам пришел к осознанию того, что существует лишь одна Высшая сила, что она добра и не содержит никакого зла. Он написал «Книгу Создания». У Авраама было множество последователей, из которых постепенно образовалась первая каббалистическая группа.
Некоторые из учеников, восприняв лишь часть учения, отдалились от основной группы и продолжали свой путь самостоятельно. Вероятно, эта часть учеников и возглавила воинственное племя ариев, спустившихся с Иранского плоскогорья и двинувшихся на юг, через Гималаи в Индию. В XVIII в. до н.э., т.е. около четырех тысяч лет назад, арии завоевывают северную Индию и приносят туда свое учение, которое в дальнейшем было записано под названием «веды» («веда» – ведение, знание). В дальнейшем древние веды легли в основу сборника «Упанишады», ставшего теоретической базой индийского брахманизма. За всеми вопросами «Упанишад» скрывается главный: в чем смысл нашего существования?
От арийских племен, возглавляемых, по всей вероятности, учениками Авраама, происходит и древняя иранская религия зороастризм, которая к началу нашей эры (вплоть до прихода ислама) была широко распространена не только на Востоке, но и в Римской империи. Основной чертой, объединяющей веру иранцев и веру индо-ариев, является сохранение культа верховного Бога наряду с многобожием. В основе культа лежит огнепоклонство.
Авраам с небольшой группой своих приверженцев, захватив с собой семьи, имущество, а также стада коз и овец, двинулись на запад, в землю Ханаанскую (Бытие 14:14).
В середине 16-го века до н.э. группа кочевников, потомков Авраама, под предводительством Иакова (Исраэля) переселяется в Египет. Эти люди называют себя Бней-Исраэль, что означает «сыновья Израиля» (На иврите «исра-эль» означает «прямо к Творцу»). Израильтянам была предоставлена для жительства область Гошен на востоке нильской дельты. Она славилась своими обширными лугами, там обычно пасли стада, принадлежавшие дворцовому хозяйству.
После прихода в страну израильтян египтяне начинают борьбу за национальную независимость (против гиксов) и постепенно захватывают огромные территории, подчиняя многочисленные народы Азии и Африки. Египет превращается в сильнейшую империю древнего мира.
Господство национальной религии и политическая власть жрецов казались безраздельными. На этом фоне довольно неожиданным кажется появление фараона-реформатора Эхнатона (1424-1420 гг. до н.э.). Эхнатон чувствовал себя пророком новой истинной религии, верховным жрецом Единого Бога (бога Солнца). Попытка Эхнатона навязать египтянам новую веру потерпела полный крах; в народе надежно укоренилось многобожие. Вскоре фараона отравили и даже память о нем постарались стереть.
С другой стороны, и религия израильтян подвергается в Египте языческому влиянию. Заканчивается спокойный период в жизни евреев, и они оказываются в «Доме рабства». Новый фараон Рамсес II (годы правления 1279-1212 гг. до н.э.) заставляет израильтян выполнять самые тяжелые работы, делая их дальнейшее пребывание в Египте нестерпимым.
В 1350 г. до н.э. евреи под предводительством Моисея (Моше) покидают Египет, и, перейдя Красное море, оказываются у подножия горы Синай. Здесь Моисей получает для своего народа божественное откровение, Тору.
ЭПОХА ПЕРВОГО ХРАМА
Около 1300 г. до н.э. израильтяне достигают Земли Израиля, обещанной Богом праотцу Аврааму. В период между 1300 и 1250 гг. до н.э. двенадцать колен Израилевых завоевывают Ханаан. В 1007 г. до н.э. народное собрание в Хевроне провозглашает царем над всеми коленами тридцатилетнего Давида. Начинается эпоха Объединенного Израильского царства со столицей в Иерусалиме. Туда же переносится Ковчег Завета. В 967 г. до н.э., после смерти Давида, на престол вступает его сын Шломо (Соломон), который строит в Иерусалиме Храм на горе Мориа, рядом с горой Сион. Освящение Храма происходит в 950 г. до н.э. Правление царя Соломона – период расцвета, «золотой век» в истории Израиля. Это время наивысшего духовного подъема, когда весь народ находится в постижении Высшей силы. В нашем мире это проявляется как период «Первого Храма».
Авраам родился в Месопотамии (долина между Евфратом и Тигром), в области, называвшейся Шумером, около четырех тысяч лет назад (XVIII в. до н.э.). Библия говорит о «земле Сеннаарской» как о месте, где сложилась первая цивилизация, значение которой для последующих поколений трудно переоценить. Современное деление года на месяцы и недели, деление круга на градусы, индоевропейские языки и корни всех известных религий восходят к древнему Сеннаару. Здесь был построен город Вавилон.
Желание наслаждений тем временем растет – как в народах мира, так и в сыновьях Израиля. Последние начинают опускаться с уровня Первого Храма, и в 928 г. до н.э. происходит раскол Объединенного царства на Иудейское и Израильское. В 722 г. до н.э. наступает конец Израильского царства; десять колен изгоняются из земли Израиля и исчезают.
Затем происходит скачкообразный рост желания получать, эгоизм совершает рывок с одной ступени на другую, и часть народа, приобретшая большую добавку эгоизма и, как более эгоистичные, эти люди захватывают власть в стране и объединяются вокруг царя. Происходит разрушение Первого Храма сначала в духовном, а затем и в нашем мире.
Девятого Ава 586 г. до н.э., после тяжелейшей двухлетней осады войска Навуходоносора разрушили и сожгли Храм. По всей вероятности, в огне погибла и древняя святыня Израиля – ковчег. Жители Иудеи были угнаны в вавилонский плен.
Эта эпоха знаменует собой следующий (после времен Адама) всплеск эгоизма в человеке. Новая ступень эгоистического роста вызвала в человеке желание не изменять себя в уподоблении природе, а изменять природу в соответствии с собственными целями.
Аллегорически это выражается в Ветхом Завете [i] так: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе ИМЯ, прежде чем рассеемся по земле. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык. Вот что они начали делать - и не отстанут от задуманного. Смешаем язык их, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле – так они перестали строить город и башню».
В начале XX века немецкий археолог Р. Кольдевей (Robert Koldewey) обнаружил в Вавилоне руины башни размером 90 х 90 х90 метров. Древнегреческий историк Геродот, живший в 5 в. до н.э., описал башню как семиярусную пирамиду таких же размеров. Исторические источники сообщают, что в центре Вавилона был расположен храмовый город Эсагила, а в его центре - Вавилонская башня, храм верховного божества Мардука. Называлась она Этеменанки, что означает краеугольный камень Небес и Земли.
Авраам до 37 лет был идолопоклонником (язычником). На определенном этапе Авраам пришел к осознанию того, что существует лишь одна Высшая сила, что она добра и не содержит никакого зла. Он написал «Книгу Создания». У Авраама было множество последователей, из которых постепенно образовалась первая каббалистическая группа.
Некоторые из учеников, восприняв лишь часть учения, отдалились от основной группы и продолжали свой путь самостоятельно. Вероятно, эта часть учеников и возглавила воинственное племя ариев, спустившихся с Иранского плоскогорья и двинувшихся на юг, через Гималаи в Индию. В XVIII в. до н.э., т.е. около четырех тысяч лет назад, арии завоевывают северную Индию и приносят туда свое учение, которое в дальнейшем было записано под названием «веды» («веда» – ведение, знание). В дальнейшем древние веды легли в основу сборника «Упанишады», ставшего теоретической базой индийского брахманизма. За всеми вопросами «Упанишад» скрывается главный: в чем смысл нашего существования?
От арийских племен, возглавляемых, по всей вероятности, учениками Авраама, происходит и древняя иранская религия зороастризм, которая к началу нашей эры (вплоть до прихода ислама) была широко распространена не только на Востоке, но и в Римской империи. Основной чертой, объединяющей веру иранцев и веру индо-ариев, является сохранение культа верховного Бога наряду с многобожием. В основе культа лежит огнепоклонство.
Авраам с небольшой группой своих приверженцев, захватив с собой семьи, имущество, а также стада коз и овец, двинулись на запад, в землю Ханаанскую (Бытие 14:14).
В середине 16-го века до н.э. группа кочевников, потомков Авраама, под предводительством Иакова (Исраэля) переселяется в Египет. Эти люди называют себя Бней-Исраэль, что означает «сыновья Израиля» (На иврите «исра-эль» означает «прямо к Творцу»). Израильтянам была предоставлена для жительства область Гошен на востоке нильской дельты. Она славилась своими обширными лугами, там обычно пасли стада, принадлежавшие дворцовому хозяйству.
После прихода в страну израильтян египтяне начинают борьбу за национальную независимость (против гиксов) и постепенно захватывают огромные территории, подчиняя многочисленные народы Азии и Африки. Египет превращается в сильнейшую империю древнего мира.
Господство национальной религии и политическая власть жрецов казались безраздельными. На этом фоне довольно неожиданным кажется появление фараона-реформатора Эхнатона (1424-1420 гг. до н.э.). Эхнатон чувствовал себя пророком новой истинной религии, верховным жрецом Единого Бога (бога Солнца). Попытка Эхнатона навязать египтянам новую веру потерпела полный крах; в народе надежно укоренилось многобожие. Вскоре фараона отравили и даже память о нем постарались стереть.
С другой стороны, и религия израильтян подвергается в Египте языческому влиянию. Заканчивается спокойный период в жизни евреев, и они оказываются в «Доме рабства». Новый фараон Рамсес II (годы правления 1279-1212 гг. до н.э.) заставляет израильтян выполнять самые тяжелые работы, делая их дальнейшее пребывание в Египте нестерпимым.
В 1350 г. до н.э. евреи под предводительством Моисея (Моше) покидают Египет, и, перейдя Красное море, оказываются у подножия горы Синай. Здесь Моисей получает для своего народа божественное откровение, Тору.
ЭПОХА ПЕРВОГО ХРАМА
Около 1300 г. до н.э. израильтяне достигают Земли Израиля, обещанной Богом праотцу Аврааму. В период между 1300 и 1250 гг. до н.э. двенадцать колен Израилевых завоевывают Ханаан. В 1007 г. до н.э. народное собрание в Хевроне провозглашает царем над всеми коленами тридцатилетнего Давида. Начинается эпоха Объединенного Израильского царства со столицей в Иерусалиме. Туда же переносится Ковчег Завета. В 967 г. до н.э., после смерти Давида, на престол вступает его сын Шломо (Соломон), который строит в Иерусалиме Храм на горе Мориа, рядом с горой Сион. Освящение Храма происходит в 950 г. до н.э. Правление царя Соломона – период расцвета, «золотой век» в истории Израиля. Это время наивысшего духовного подъема, когда весь народ находится в постижении Высшей силы. В нашем мире это проявляется как период «Первого Храма».